вторник, 26 октября 2010 г.

Бродский

Воротишься на родину. Ну что ж.
     Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
     кому теперь в друзья ты попадешь?
     Воротишься, купи себе на ужин

     какого-нибудь сладкого вина,
     смотри в окно и думай понемногу:
     во всем твоя одна, твоя вина,
     и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

     Как хорошо, что некого винить,
     как хорошо, что ты никем не связан,
     как хорошо, что до смерти любить
     тебя никто на свете не обязан.

     Как хорошо, что никогда во тьму
     ничья рука тебя не провожала,
     как хорошо на свете одному
     идти пешком с шумящего вокзала.

     Как хорошо, на родину спеша,
     поймать себя в словах неоткровенных 
и вдруг понять, как медленно душа
     заботится о новых переменах.

понедельник, 18 октября 2010 г.

НАДЕЖДА

Надежда.
(простой слог предполагает ночное чтение)


музыкальное сопровождение:
Пикник - Себе не найдя двойников
(преимущественно инструментальная часть)

…да будет Надежда
ладони греть
у твоего костра.

И. Бродский

Давным-давно таким же пустым осенним вечером как сегодня, я развел свой костер из когда-то важных слов, фотографий близких и бумажных снов.


Рядом сидела Надежда и смотрела на мое тлеющее в огне прошлое, смотрела и хмурилась. А потом сказала, что, пожалуй, зайдет ко мне попозже.
*
Через год мы снова сидели у моего костра. Вещи у меня закончились и я решил бросить в костер чувства. Они сгорели, кажется, слишком быстро. И ярко так, что было видно издалека, как искры долго летели в ночь… Надежда дождалась пока в темном небе не погасла последняя, и, не говоря ни слова, оставила после себя пустоту.
*
В дальнейшем оказалось, что пустота – это не так уж страшно, а даже удобно. Она быстро наполнялась.
К костру потянулись люди. Шумели, пели, смеялись, грустили, оставались надолго, уходили через пару минут не сказав ни слова, кто-то всего лишь прикуривал сигарету.


Многие приносили с собой вещи и слова, которые мы, бывало подолгу, жгли ночами в моем костре…


Костер так горел не год и не два. Все меньше людей приходило к нему. Бросать в огонь было уже нечего. Костер стал настолько мал и слаб, что уже никого не мог согреть. Тепла еле хватало мне одному. И надолго уже никто больше не оставался.
*
Я всё продолжал сидеть у костра, изредка подбрасывая в него крупинки своей горечи…
*
В один из таких вечеров, когда я вновь поддерживал огонь, отправляя в него остатки разочарований, из темноты появилась Надежда. Ее неясные очертания просматривались сквозь скудные языки пламени.


Мы смотрели друг на друга, и я понял, что она не решается присесть к огню, как раньше, чтобы погреть ладони. В ее глазах я прочел несмелое «можно?», а она в моих – тихое и усталое «не надо…»


Потому что мне уже нечем было поддерживать огонь.


Когда я сказал об этом ей, она ответила, что у меня осталось еще очень много мыслей. Мыслей, которых хватит на миллионы костров.
Это был бы вечный…такой вечный огонь из моих повторяющихся идей и сомнений, о который греет свои ладони моя Надежда…
*
Но в ту ночь Надежда так и не осталась у костра.
Перед тем, как покинуть меня, она посмотрела на тлеющие угли и сказала, что теперь, когда больше нет ослепляющего света пламени, я могу видеть глубокое ночное небо. Вся эта звездная мишура будет гореть во мгле для меня…

среда, 13 октября 2010 г.

аспирантские потуги

[1:16:23] Elizavett: а что ты забыла завтра у научника?)
[1:16:40] Dina: обсуждение моих поисковых потуг)))
[1:17:17] Elizavett: потуги - это хорошо!
[1:17:28] Elizavett: про них и надо написать диссертацию!
[1:18:09] Elizavett: "Потуги профессионального поиска". Автореферат Д.Е.Игнатьевой
[1:18:22] Elizavett: * надеюсь, я не напутала твое отчество (
[1:20:12] Dina: отлично)))))))))))
[1:22:33] Elizavett: и все новоиспеченные аспиранты каждый год будут проникновенно читать твой труд, пытаясь понять ЧО ДЕЛАТЬ-ТО.
[1:22:44] Elizavett: =)
[1:30:28] Dina: великолепно))) прям готова бросить свой диссер и писать этот)))))))
[1:31:21] Elizavett: ))))

понедельник, 11 октября 2010 г.

теория символов

Основы глубинно-психологической теории символов. Х.Лейнер.

Во все времена человек жил и живет в мире символов. Именно символы стали для него той реальностью, которая определяет его существование. А ещё жизнь в символах принадлежит к основополагающим структурам человека. И поэтому мы бы хотели понять особенности этих символов, собрать их во всем многообразии, обозреть и классифицировать... Раскрытие содержания символов означает открытие того пространства, в котором человек может стать самим собой, своей сущностью, субстанцией.” Карл Ясперс.

Понятие “символ” включает в себя множество значений: это и “аллегория”, и “знак”, и “опознавательная примета”; от латинского “symbolum”, который, в свою очередь, заимствовал его из древнегреческого языка - “symbolon”.

Само же греческое слово происходит от “symballein”, что означает “соединение, сведение”. Изначально оно обозначало оговоренный между родственниками или друзьями условный опознавательный знак, состоящий из отдельных разломанных кусков какого-либо предмета (например, кольца), которые при “соединении, сведении” вместе образуют целое и таким образом доказывает их близость.

Понятие символа, таким образом, изначально много шире, чем нам известно на основании глубинной психологии. В словаре это понятие определяется сегодня как “имеющий определенный смысл образ, имеющий определенной значение знак для обозначения определенного абстрактного понятия”. Понятие “символ” издавна играло важную роль в христианском вероучении, в частности, в обряде крещения (например, в учении Св. Августина). Символ - это также сокращенное обозначение, знак для математических операций. Он может означать некоторые физические величины, а также быть средством изображения и выражения языком образов, например, средством общения некоторой группы, сообщества. Здесь можно вспомнить символику национальных флагов. Понимание символа как символизации психических конфликтов в сновидении впервые встречается в психоанализе З. Фрейда.

Символ - это последнее, благодаря своей особой пригодности для прикрытия бессознательного и благодаря своему приспособлению (компромиссному образованию) к новым содержаниям сознания, повсеместно используемое средство выражения вытесненного. Мы понимаем под этим особый способ непрямого изложения, который отличается благодаря определенным характерным моментам от близких к нему других способов непрямого изложения - притч, метафор, намеков и других форм образного изложения мысли по типу ребуса. Символ представляет собой в определенной степени некоторое идеальное сочетание всех этих средств выражения. Это замещающее наглядное средство выражения чего‑то скрытого, с чем у него есть какие‑то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие‑то общие внутренние ассоциативные связи. Символ по сути своей имеет много значений, ведь, как известно, он возникает в результате некоторого рода сгущения, соединения (symballein) отдельных характерных элементов. Символ стремится перевести абстрактную понятийную категорию в наглядную.